Описание образовательной программы МБДОУ №202 «Детский сад общеразвивающего вида»

Образовательная программа (далее Программа) МБДОУ №202 «Детский сад общеразвивающего вида» - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно – образовательного процесса с учетом ФГОС.

Программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в МБДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Образовательная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.

Обязательная часть представляет комплексный подход, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений Образовательные программы, направленные на развитие детей (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Структура Образовательной программы включает в себя три основных раздела: целевой, содержательных и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Образовательной программы.

Пояснительная записка раскрывает:

- цели и задачи реализации Образовательной программы;

- принципы и подходы к формированию Образовательной программы;

- значимые для разработки и реализации Образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют требования ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.

Содержательный раздел представляет общее содержание Образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей, и включает в себя:

• описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях);

• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

• способы и направления поддержки детской инициативы;

• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных или иных программ, созданных ими самостоятельно.

Данная часть Образовательной программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: специфику социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор парциальных программ, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Учреждения.

Наша организация использует следующие парциальные программы:

Для реализации нашей цели по патриотическому воспитанию мы опираемся на программы: Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. «Мы живем в России» - это программа по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников и на программу Скалон Т.А., Игнатьевой Н.М. «Знакомим дошкольников с природой родного края»

Парциальная программа О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности жизнедеятельности детей 5-7 лет» позволяет достичь цели по формированию основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице

Парциальная программа художественного воспитания и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой способствует формированию у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Программа по развитию музыкально-ритмической деятельности для детей от 3 до 7 лет «Ритмическая мозаика» помогает целостному развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Рабочая программа «Музыка, движение, ритмы» по хореографии, разработанная нашим педагогом по дополнительному образованию имеет цель: развитие эстетических способностей детей через приобщение детей к танцу.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Образовательной программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.