Аннотации к рабочим программам дисциплин

Аннотация к парциальной программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок на улице города". Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.

Аннотация к программе "Юный эколог" (С. Н. Николаева)

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: "Экологическое воспитание дошкольников" и "Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений". Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Аннотация к программе "Знакомим дошкольников с природой родного края" Авторы: Т.А.Скалон, Н.М.Игнатьева

Программа состоит из 6 разделов. Первый раздел содержит элементарные сведения о природе Кемеровской области. Второй раздел посвящен неживой природе родного края, где детям даются сведения о почве и почвообразовании, ее значениидля всего живого и различных полезных ископаемых. Третий, четвертый и пятый разделы посвящены многообразию живой природы: грибов, растений и животных. Шестой раздел – взаимоотношению природы и человека, проблемам охраны растительного и животного мира. Содержание занятий включает богатый познавательный материал, реализуемый через разнообразные формы и виды деятельности с детьми, что позволяет сделать их интересными и увлекательными. Программа предусматривает исследовательскую работу- проведение простейших опытов, наблюдений.

Аннотация к парциальной программе "Ритмическая мозаика"

Учебное пособие по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов и школ, так и коррекционных учреждений. Это программа по ритмической пластике для детей от 3 до 9 лет. Привлекательность данной программы в том, что она доступна для освоения детьми разного возраста. Система работы по ней очень удобна, а занятия способствуют укреплению физического и психического здоровья детей. Автор предлагает 100 музыкально-ритмических композиций различного уровня сложности. Композиции могут использоваться на занятиях, включаться в утренники и развлечения. Тематика очень разнообразна, поэтому данный репертуар хорошо сочетается с различными видами деятельности детей (изодеятельность, театр). Основу композиций составляют простые, но разнообразные движения, которые позволяют детям выразить различные по характеру эмоциональные состояния, настроения, образы, сюжеты. Ребёнок овладевает разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого выражения. Поэтому автор рассматривает "Ритмическую мозаику" как своеобразный "донотный период" в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает "настроить инструмент" (тело), научить его слышать музыку и выражать своё "видение" музыкального произведения в пластической импровизации. В программу входит методическое пособие с подробным описанием композиций и комментариями, 4 аудиокассеты (диска) с записью музыки, видеозаписи. Программа адресована многим специалистам в образовании, в том числе и музыкальным руководителям дошкольных учреждений.

Аннотация к парциальной программе О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Программа ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Программа направлена на формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет . В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Аннотация программы И.А. Лыковой "Цветные ладошки"

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Программа "Цветные ладошки" содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.

Программа "Цветные ладошки" адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, родителям, бабушкам и дедушкам.

Аннотация программы "КРАСОТА - РАДОСТЬ - ТВОРЧЕСТВО" Авторы: Т. С. Комарова и др.

Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллек¬туальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства - досуги и развлечения.

Аннотация к парциальной программе "Физическая культура дошкольников" Автор: Л. И. Пензулаева

В программе раскрываются основные направления, задачи, средства, принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного возраста. Система занятий ориентирована на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка. Предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, методистов физического воспитания, студентов педагогических и физкультурных вузов, родителей.

Аннотация к программе " Конструирование и ручной труд в детском саду" Автор: Л. В. Куцакова

Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель – развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст – от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей. Рекомендована Министерством образования РФ.

Аннотация к программе " Математические ступеньки" Автор: Колесникова

Программа развития математических представлений у дошкольников "Математические ступеньки". В ней определены содержание и объем изучаемого материала, даны темы с конкретным содержанием для каждой возрастной группы. К программе имеется наглядно-методическое обеспечение, с помощью которого реализуются ее цели и задачи. Это учебно-методические пособия для педагога, рабочие тетради для детей каждого возраста, демонстрационный материал для детей 3-4, 4-5, 5-6 лет. В ней представлены следующие разделы: - Количество и счет - Величина -Геометрические фигуры - ориентировка во времени и в пространстве – логические задачи. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, гимназий, лицеев, групп кратковременного пребывания детей, гувернерам, родителям для подготовки детей к школе.

Аннотация к программе "Математика в детском саду" Автор: Новикова В.П.

Этот учебно-методический комплект по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста широко используется во многих дошкольных учреждениях России. В комплект входят методические пособия с подробными конспектами занятий для всех возрастных групп детского сада, рабочие тетради, демонстрационный и раздаточный материал. Издания адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам, а также родителям.

Аннотация к Программе "Театр - творчество - дети". Авторы: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович

Программа предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. При этом используются средства и методы решения творческих задач с учетом этапов дошкольного детства.

Актуальность программы ориентирована на целостное развитие личности ребенка и служит целям гуманизации и деидеологизации воспитательно-образовательной работы в детском учреждении и пробуждает интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.

Задачи:

- знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);

-  поэтапно осваивать с детьми различные виды творчества (по возрастным группам);

- совершенствовать навыки и умения в плане переживания и создания образа, моделирования элементов социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства , учитывающих динамику развития способностей ребенка.

В программе выделены типы задач:

- развивать музыкально-творческие способности;

- воспитывать эмоциональность;

- формировать коммуникативные особенности ребенка средствами театрального искусства;

- совершенствовать артистизм и навыки сценического воплощения, необходимые для участия в детском театре.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Содержание работы по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- упражнения на развитие детской пластики;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т.д.

Аннотация: Программа социально – эмоционального развития дошкольников "Я – Ты - Мы". Автор: О. Л. Князева

Программа является учебно-методическим комплектом по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы". Программа и учебно-методическое пособие, состоит из трех основных разделов: "Уверенность в себе", "Чувства, желания, взгляды", "Социальные навыки". Предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Может быть также использовано при воспитании детей в семье.