II. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Образовательный процесс осуществляется на основе основной общеобразовательной программы ДОУ.

Назначение программы: 

Обеспечить выполнение требований ФГОС ДО к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ.

Разработчики программы: 

Творческая группа.

Ведущие цели Программы: 

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Образовательная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО и в соответствии с нормативно-правовым обеспечением.

Программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в МБДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В структуре Программы выделяются основная и вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ. Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МБДОУ.

В связи с приоритетным направлением в ДОУ организована вариативная часть работы с детьми по художественно-эстетическому направлению, в которую входят занятия по хореографии, где в 2017-2018 учебном году занимались 110 ребят по программе "Музыка, движение, ритмы" (рабочая программа педагога по дополнительному образовательному обучению хореографии Полушкиной М.В.), занятие по изодеятельности, где занимается 163 ребенка по программе "Цветные ладошки" И.А. Лыковой, для формирования патриотического воспитания в группе старшего дошкольного возраста организованы дополнительные занятия "Экология родного края" по программе Т.А.Скалон и Н.М.Игнатовой "Знакомим дошкольников с природой родного края" (этими занятиями охвачено 54 ребенка).

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Для решения этих задач в дошкольном учреждении имеется:

• Большая костюмерная с разнообразным набором костюмов, атрибутов, декораций

• Используются различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, кулачковый, театр на фланелеграфе, настольный, перчаточные куклы.

• В групповых комнатах оформлены уголки по театрализованной, изобразительной и художественно-речевой деятельности.

• На занятиях по этим видам деятельности используются: нетрадиционная техника рисования: граттаж, рисование по мокрому, рисование методом тычка, штрихование, используется музыкальный ритмический инструмент для разучивания поговорок, скороговорок, ритмический счет дает возможность складывать рифмы.


Состояние здоровья воспитанников
Меры по охране и укреплению здоровья детей

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач нашего детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада. Родители также принимают активное участие в проводимых в ДОУ мероприятиях: традиционно ежегодно в детском саду проводятся Дни здоровья, спортивные праздники, в которых обязательным условием является участие родителей вместе со своими детьми.


Система физкультурно-оздоровительной работы включает:

- определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
- рациональную организацию двигательной деятельности;
- мероприятия закаливания и оздоровительных процедур;
- организация рационального питания.

В ДОУ созданы необходимые условия для физического развития детей. Имеется музыкально-физкультурный зал, физкультурная площадка.

Для занятий с детьми в зале имеется необходимое спортивное оборудование: гимнастические стенки, скамейки, палки, обручи, маты, модули и т.д.

Во всех возрастных группах создана среда для активизации двигательной деятельности дошкольников в течение дня - "Уголки здоровья".

На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям. При определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности.

В каждой возрастной группе имеются "листы здоровья", в которых отражаются особенности физического здоровья (группа здоровья, хронические заболевания, антропометрические данные). Опираясь на эти сведения, проводится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Кроме этого проводится коррекционная работа с детьми, имеющими те или иные физические нарушения (осанки, плоскостопия).

Систематически проводятся:

* утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма;
* закаливание (воздушные ванны, дорожки для закаливания, полоскание полости рта и горла, мытье и обливание ног летом и др.);
* подвижные игры на прогулке;
* физкультминутки на занятиях;
* физические упражнения после сна;
* дыхательная и артикуляционная гимнастики;
* медико-педагогический контроль.

В детском саду имеется лицензия на медицинскую деятельность кабинета, приобретено необходимое медицинское оборудование и инвентарь. Основной задачей медицинского персонала в ДОУ является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижения заболеваемости детей.

Профилактические мероприятия согласно плану:

• закаливание (воздушное);
• иммунизация;
• витаминизация;
• кислородный коктейль 4 раза в год;
• информационные листки в родительских уголках.

Индекс здоровья составляет 28,3%, что выше городского показателя (25%)
45 детей в учреждении ни разу не болевших.
По болезни одним ребенком пропущено 7,7 дней, что также очень хороший показатель в сравнении с другими детскими садами.


Работа с родителями

Коллектив детского сада определил основные направления сотрудничества ДОУ и семьи:

- привлечение членов семей в работу детского сада;
- включение в работу с детьми содержания, которое бы позволило ребенку понять значимость семьи, родных и близких в его жизни.

Особое значение в вопросах взаимодействия ДОУ с родителями имеют праздники. Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детсада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Причина кроется в самой атмосфере этих мероприятий. В процессе проведения праздников и развлечений возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Не секрет, что в настоящее время у большинства родителей напряженная жизнь и постоянный дефицит времени на общение с ребенком. Именно поэтому ежегодно проводятся традиционные, а так же дополнительные праздники с привлечением родителей.

Содержание основных праздников:

* Осенний праздник
* Концерт ко Дню матери
* Новогодние праздники
* Прощание с елочкой
* День защитника Отечества
* Праздничный концерт к 8 марта
* Великой Победе посвящается
* "Выпуск в школу"


Социальная активность

ДОУ осуществляет взаимосвязь со следующими учреждениями города:

1. КРИПК и ПРО (Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).
2. МОУ ДПО "НМЦ" ("Научно-методический центр").
3. МУЗ Детская клиническая больница № 1, детская поликлиника №2.
4. Кемеровский областной театр кукол им.А.Гайдара.
5. Кемеровский областной театр драмы.
6. Кемеровская областная филармония, губернаторский квартет "Щелкунчик".
7. Театр безопасности "Заводной апельсин"
8. Библиотека "Островок доброты"